800 лет Александру Невскому
В 2021 году проходят празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского – князя, военачальника и дипломата, канонизированного Русской православной церковью.
С 4 лет – воин, с 13 — правитель
Александр был третьим ребенком в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича и княгини Ростиславы (Феодосии) Мстиславовны. В 1225 году в возрасте четырех лет принял «княжеский постриг» — ритуал, после которого обрел статус воина и княжича. В 1228 году, вместе со старшим братом Федором стал наместником и правителем Великого Новгорода, пока его отец Ярослав был в военном походе. С 1230 года Александр вместе с Федором стал на постоянной основе княжить в Новгороде, а спустя три года, после смерти брата Федора стал в 13 лет полноправным Новгородским князем.
Битва, давшая имя
15 июля 1240 года состоялась битва между шведами и новгородской дружиной под руководством князя Александра Ярославовича. Планируя сражение, девятнадцатилетний Александр не стал ждать полного сбора новгородского ополчения и помощи от отца, а решил положиться на внезапность и атаковать только силами княжьей дружины, к которой по дороге присоединились воины из крепости Ладога.
В устье реки Ижоры 1,3-1,4 тысячи новгородцев атаковали ставшее лагерем 5 тысячное шведское войско, не позволяя ему укрепиться. Внезапная атака новгородцев повергла неприятеля в замешательство, а потом – в бегство. Шведы потеряли до четырехсот воинов, которых даже не успели похоронить. Потери новгородской дружины составили около 20 знатных воинов и немногим больше рядовых дружинников. Эта победа дала юному князю прозвище — Невский.
Ледовое побоище
Вскоре после Невского сражения бояре Новгорода изгнали князя Александра опасаясь его возросшей популярности среди горожан. Но не прошло и года, как Новгород вновь бил челом Александру, с просьбой вернуться на княжий стол. Столь быстрая перемена настроения бояр объяснялась известием о подготовке рыцарей Ливонского (Тевтонского) ордена к нападению на Новгород. Городу снова потребовался талантливый и уважаемый воин.
18 апреля 1242 года состоялось сражение на Чудском озере. 16 – 17 тысяч ратников объединенных дружин Новгорода, Пскова и Владимиро-Суздальского княжества сошлись с 10 – 12 тысячным войском Ливонского ордена. При численном перевесе русских, у рыцарей было подавляющее преимущество в тяжелой кавалерии и профессиональной латной пехоте, а также в боевой слаженности войска. Тем не менее, Александр Невский нашел, что противопоставить такому врагу. Исход сражения решили лучники русских дружин и фланговая атака княжеской конницы. Рыцарский строй был сломан, после чего атака ордена сменилась отступлением, перешедшим в бегство. Княжеская дружина Александра преследовала тевтонцев 7 верст. Орден потерял убитыми около 800 знатных рыцарей (потери простых кнехтов не подсчитывались). Впрочем, о потерях новгородского войска данные тоже не сохранились, но они явно были значительны – битва вошла в историю как Ледовое побоище.
Кстати, красивая легенда, что рыцари под тяжестью лат проваливались под лед действительности не соответствует. Она родилась гораздо позже – как минимум лет через двести после битвы.
Приемный сын Батыя
У Александра Невского сложились дружеские отношения с Золотой Ордой в зависимости, от которой тогда находились древнерусские княжества. После смерти отца, в 1247 году Александр Ярославович первый раз поехал в Орду. Вернулся он из Орды в 1249 году с ярлыком на великокняжеский стол. Киев, тогдашняя столица русских земель еще не возродился после монголо-татарского нашествия, поэтому Александр стал править из Новгорода.
Всего Александр Невский четыре раза посетил Золотую Орду. У него установились теплые дружеские отношения с сыном хана Батыя Сартаком, с которым они побратались, а хан Батый, уважая полководческий талант Невского, стал ему приемным отцом.
Папский адресат
Александр Ярославович на протяжении многих лет вел переписку с римским папой Иннокентием IV, который угрозами, обещаниями, посулами пытался убедить князя перейти в католицизм вместе с новгородскими землями. Также Иннокентий IV просил согласия Александра на строительство католического храма в Пскове и присутствия в Новгороде двух кардиналов, взамен обещая прекратить посягательство тевтонцев на русские земли. На все эти письма князь отвечал в довольно грубой форме. Когда папа поставил перед ним жесткий ультиматум о переходе в католическую веру, Александр в ответном письме подчеркнул, что иную веру нежели православную русская земля не примет.
«Храбрый» или «Невский»?
Вплоть до конца XVIII века не только в летописях и церковных письменных источниках, но в светских письменных трудах в отношении князя Александра Ярославовича наряду с прозвищем «Невский» встречается еще одно прозвище – «Храбрый». И только начиная с 1800-х годов Невский постепенно вытесняет Храбрый. Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что церковью князь Александр канонизирован как Александр Невский. Кстати, детей и прямых внуков Александра Ярославовича летописи тоже упоминают как Невский, Невские и Невская. То есть, по сути, прозвище на какое-то время стало фамилией.
Архитектор русско-ордынского альянса
Помимо таланта полководца, не проигравшего ни одной битвы, Александр Невский, имел талант дипломата и переговорщика. Благодаря его усилиям монголо-татары при его жизни не совершили ни одной крупной карательной экспедиции на Русь, хотя в русских княжествах периодически вспыхивали волнения против ордынских сборщиков дани. Бывая в Орде, он смог войти в доверие золотоордынских ханов и завоевать их уважение, иногда переступая через свою гордость и самолюбие. Воюя с на западных границах не только за территориальную целостность, но за православную веру, Александр Ярославович был уверен, что с Востока не будет военной угрозы. Ведя дипломатическую переписку с Ватиканом, и воюя с тевтонцами князь Александр смог сдержать агрессию католицизма на северо-восток Европы. Он первый русский правитель, который сформировал основное правило русской дипломатии – Руси нельзя одновременно воевать на Западе и Востоке.