Перейти

Крещение Руси

Крещение Руси

kr_rusiВ России 28 июля – день, когда отмечается память святого равноапостольного князя Владимира, стал государственным праздником, Днем Крещения Руси. Христиане были на Руси и до правления святого Владимира. Однако именно этот русский князь более тысячи лет назад привел в лоно Православной Церкви свой народ.

Крещение Руси — 988 год — эта дата есть во всех учебниках истории, а вот само событие часто воспринимается несколько примитивно: крестился князь Владимир — повелел окрестить русичей в Днепре — все окрестились и стали христианами. Наверное, немногие смогут описать даже свой путь к вере так просто и определенно. Что уж говорить о целом народе?

Князь Владимир, крестивший Русь, был внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Сложно сказать, насколько это повлияло на его выбор. Возможно, уже став взрослым, он вспоминал что-то из того, чему его учила бабушка. В юности же Владимир скорее подражал отцу — князю Святославу — и славным воинам — дружинникам, которые были язычниками. Владимир, которого за справедливость ласково именовали Красным Солнышком, принимал активное участие в первой на Руси междоусобице. В результате этой войны в 980 году он занял киевский престол.

Пока Владимир воевал против старшего брата Ярополка, были потеряны многие русские земли. Естественно, князь решил вернуть эти территории, объединить земли вокруг Киева, централизовать власть. Важным моментом процесса централизации было изменение мировоззрения. Перед крымским походом (987(988) г.), согласно «Повести временных лет», княжеский двор посетили миссионеры от мусульман, иудеев, латинян и византийцев. Посоветовавшись со старейшинами, князь Владимир отправил в другие страны послов — 10 премудрых мужей, чтобы они посмотрели на обряды разных религий и посоветовали ему, какую из них все-таки выбрать. Ни магометанская, ни католическая (расхождение католицизма и Православия началось задолго до формального отделения римской кафедры от Вселенской Церкви в 1054 году) службы посланным не понравились. О греческом же богослужении они рассказали следующее: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Надо полагать, русичей поразили и величественные храмы, и прекрасные священнические облачения, и иконы, и знаменитые мозаики, и необычное, удивительно красивое византийское пение. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре.

Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе назывался этот город), он отправил к византийским императорам Василию и Константину послов, которые передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь. Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал. Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девица объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу. Едва только епископ Корсунский, крестивший князя, возложил руку на его голову и стал погружать в купель, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», — с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения. Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились. Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.

Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении) и в благословение испросил себе от местного епископа честную главу Климента Папы Римского (пострадал в Херсонесе в I веке) и часть мощей его ученика Фива.

Вернувшись в Киев, князь отпустил всех прежних жен и наложниц.

Тогда же произошло знаменательное событие — крещение Руси. Князь повелел всем жителям в назначенный день войти в Днепр. Сотни людей вошли в воду, а князь со священниками вышли на берег и крестили русский народ. «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», — говорит предание.

Неизвестно, действительно ли все было так, как описано в «Повести». Историки все еще спорят о точной дате Крещения Руси, да и сам термин не совсем точен. Крещение народа или страны — всегда условно, крестится не народ в целом, а люди его составляющие. Любое таинство церковное совершается индивидуально. И все же выражение «Крещение Руси» прижилось, потому что за этим образом стоит историческая реальность – народ наш после крещения изменился, стал другим, так же, как становится другим крещеный человек. Вместе со своим народом и князь Владимир прошел путь от жестокого язычника к святому благочестивому христианину.

Конечно, крещение было очень важным событием. Однако необходимо было провести и большую просветительскую работу, чтобы люди стали мыслить по-христиански.

Стали переводить книги, строить школы, обучать людей грамоте. Так крещение послужило началом просвещения Руси, началом великих перемен, которые не завершились и сегодня.

Святой Владимир умер 15 (28 н. ст.) июля 1015 года.

«То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же… Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли»», — написано о святом Владимире в «Повести временных лет».

Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). Так, в Крещении Владимировом зародилась Русская Церковь, и не столько храмы или новый политический менталитет, сколько великое начало всего того, что ныне связывается с древнерусской культурой и духовностью, и не только древней — по выражению историка Л.Н. Гумилёва: «победа православия подарила Руси её тысячелетнюю историю».

Епархиальная комиссия по паломничеству и туризму
Яндекс.Метрика