Иконостас
Традиционный иконостас состоит из пяти рядов икон увенчанных крестом. Такая форма иконостаса сложилась в России[1], достаточно поздно, вXV веке.
Верхний ряд иконостаса (см. схему), праотеческий[2] представляет собой ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов — явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира.
Второй ряд иконостаса — пророческий. Он изображает ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. В руках у пророков свитки с текстами пророчеств о Матери Божией. В центре этого ряда помещается икона Пресвятой Богородицы Знамение в напоминание пророчества Исайи о рождении Спасителя от Девы (7:14): «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Икона Знамение (Спаситель в виде младенца на лоне Матери Божией) изображает боговоплощение. Эту икону помещают в центр пророческого ряда для того, чтобы показать непосредственную связь Ветхого и Нового Завета: вся ветхозаветная история явилась подготовкой к приходу в мир Бога, Второго Лица Святой Троицы, ставшего человеком.
Третий ряд иконостаса — праздничный, в нем собраны иконы христианских праздников от Рождества Пресвятой Богородицы до Пятидесятницы и Успения, а также изображения важнейших событий Евангельской истории: Распятия, Положения Спасителя во гроб, Сошествия во ад, приход жен-мироносиц ко гробу. Этот ряд изображает новозаветное время как исполнение того, что было возвещено в Ветхом Завете и отражено в двух верхних рядах иконостаса.
Четвертый ряд является центральной и важнейшей частью иконостаса. Он называется деисис (что значит моление, молитва). В центре ряда (и в центре всего иконостаса) находится икона Спас в силах, представляющая Господа Иисуса Христа во всей силе и славе, как Судью живых и мертвых. По сторонам помещаются иконы обращенных к Нему Богородицы, Иоанна Предтечи и святых. Этот ряд выражает идею молитвенного предстательства Церкви за весь мир, возносимой от начала ее основания и до Страшного Суда. Деисис это осуществление того, что показано в трех верхних рядах, изображение итога всей истории мира.[3]
Нижний ряд иконостаса называется местным. По обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Матери Божией. (Иногда икона Спасителя заменяется иконой Святой Троицы, как, например, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). На боковых (северных и южных) дверях иконостаса изображаются архангелы Михаил и Гавриил, первые диаконы Стефан и Филипп или первосвященник Аарон и пророк Моисей. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя, как правило, является храмовая икона — изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.
Царские врата иконостаса украшаются изображением икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное. Икона Благовещения на Царских вратах напоминает о том, что благая весть о боговоплощении и спасении, возвещенная Архангелом Гавриилом Матери Божией и проповеданная евангелистами открывает человеку вход в это Царство.
На солее перед Царскими вратами происходит причащение мирян. Поэтому над царскими вратами помещается икона Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии, соединяющее человека с Богом, вводящее его в вечную жизнь.
Таким образом, на иконостасе при его просмотре сверху вниз перед нами предстает вся история человечества, предстает зримо тот путь, которым Бог ведет все человечество ко спасению.
Рис. 1. Схема высокого иконостаса
[1] Алтарные преграды с иконами существовали и в Византии, но там они состояли из меньшего числа ярусов и имели несколько иной порядок размещения икон.
[2] Праотцы — это ветхозаветные праведники, жившие верой в грядущего Спасителя, родоначальники избранного народа и предки Господа Иисуса Христа по плоти. К праотцам прежде всего относят Адама, Сифа, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и других праведников, живших до Моисея. Праотцами называют также родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анну, праведного Иосифа Обручника.
[3] Успенский Л.А. Богословие иконы. Исихазм и расцвет русского искусства. Коломна. 1997. С. 317-322.