Иконы
Икона является неотъемлемой частью убранства православного храма, а почитание святых икон — важной частью православного вероучения.
Слово «икона» имеет греческое происхождение и означает «образ». Икону иногда называют окном в невидимый мир, потому что через изображенный на ней образ молящийся возносится к первообразу, т.е. к тому лицу, которое изображено на иконе — Господу Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам или святым.
Существование в Церкви священного образа (иконы) напрямую связано с основой христианской веры — учением о боговоплощении. В Ветхом Завете было запрещено изображать Бога, потому что Его никто не видел. В воплощении Второго Лица Святой Троицы Бог явил Себя людям в зримом образе, поэтому Его изображение стало возможным. Таким образом, икона является свидетельством истинности Боговоплощения: если Бог стал человеком, значит, Его можно изображать. Соответственно, отрицающие иконопочитание вместе с этим отрицают и реальность воплощения Христа.
Иконы Спасителя являют нам человеческий лик Иисуса Христа, но вместе с тем указывают и на Его божественную природу: на нимбе Спасителя ставится греческая надпись , которая в переводе на русский язык означает «Сущий», то есть «всегда существующий», а всегда существует только Бог.
Изображение на иконах Матери Божией также имеет особое духовное значение: это первый человек, достигший цели, поставленной Богом перед всеми людьми — полного преображения человеческого естества. Исключительное достоинство Матери Божией, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют Ее особое почитание. Иконы Пресвятой Богородицы занимают в храме и на богослужении значительное место – наряду с иконами Спасителя[1].
На иконах могут изображаться ангелы. Ангелы — это бесплотные невидимые духи, но Священное Писание неоднократно описывает явления ангелов людям в видимом образе. Описания этих явлений и стали основой для написания их икон.
В виде ангелов может символически изображаться и Вся Святая Троица. Это изображение («Ветхозаветная Троица») основано на явлении Бога Аврааму у дуба Мамрийского в виде трех ангелов. В этом явлении Церковь видит одно из прикровенных указаний Ветхого Завета на то, что Бог есть Бог-Троица.[2]
Наконец, на иконах могут изображаться святые — люди, очищенные от греха и стяжавшие особую благодать у Бога. Изображение святого на иконе обязательно имеет сходство с реальными его чертами, но в отличие от портрета, на иконе человек изображен не в повседневном виде, а в преображенном состоянии. Икона — это образ человека, который достиг славы Царства Божия.[3]
[1] Успенский Л.А. Богословие иконы. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. Переславль, 1997. С.44-45.
[2] Лучшим образцом иконы Святой Троицы является Троица преп. Андрея Рублева, написанная для Троицкого Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
[3] Успенский. Богословие иконы. Смыл и содержание иконы. Переславль, 1997. С.191.