Богослужения
Богослужения
Божественная литургия
Богослужение, как выражение внутренней устремленности человека к Богу, Творцу и Источнику жизни, началось со времени сотворения первых людей, еще в раю. Оно состояло не в строгой последовательности молитв и священнодействий, как сейчас, а в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества, явленных в сотворении мира и в промысле о нем.
После грехопадения характер богослужения изменился. Теперь оно не только выражало благодарность, но и приобрело покаянный характер. Богослужение стало сопровождаться жертвоприношениями, которые приносились как в знак благодарности Богу за Его благодеяния, так и в качестве напоминания о грехах человека и его вине перед Богом. Жертвоприношения на богослужении служили указанием на Ту великую жертву, которую впоследствии принес за грехи мира воплотившийся Бог-Слово, Спаситель мира Иисус Христос.
Сначала богослужение совершалось свободно, на открытых местах, не было ни храмов, ни священников, ни строго определенных священнодействий и молитв. Первым храмом Единому Истинному Богу была скиния, походный храм, устроенный пророком Моисеем по повелению Божию во время исхода избранного народа из Египта. Тогда же были избраны священные лица (первосвященник, священники и левиты), установлен строгий порядок совершения священнодействий, определены жертвы на разные случаи, введены праздники (Пасха, Пятидесятница, праздник Кущей и др.). Впоследствии царь Соломон построил Иерусалимский храм, единственное место на земле, где разрешалось совершать богослужение Единому Богу.
Как свидетельствует Священное Писание Нового Завета, Господь Иисус Христос часто посещал Иерусалимский храм, проповедовал в нем, заботился о благоговейном поведении верующих. Молились в ветхозаветном храме и святые апостолы. Но в то время уже появились и особые места для собрания христиан, чаще всего ими были дома членов общины.
Когда Иерусалимский храм был разрушен, а христиане подвергались гонениям, богослужение совершалось на тайных собраниях, главным образом, в катакомбах.
Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века, после прекращения гонений на Церковь[1].
Общественные Богослужения или, как говорят в народе, церковные службы – это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает вечерние, утренние и дневные Богослужения, в которых многое заимствовано от Богослужений ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня. Главным же Богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери.
Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает также на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого необходимо перед началом утренней службы (или накануне вечером) подать в Храме записки с именами поминаемых близких (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в Святую Чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии – это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.
[1] Изложено по Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. Раздел 1.2. О богослужении.